Стоит напомнить, что «Роснефтегаз» — это компания, которая до прошлого года практически не вела никакой деятельности, накапливая на своих счетах все причитающиеся государству дивиденды «Роснефти» и изрядную долю дивидендов Газпрома, лишая этих денег российский бюджет и размещая эти деньги на депозитах в госбанках либо инвестируя их в газовые и энергетические активы. За годы существования «Роснефтегаза» бюджет недополучил около 160 миллиардов рублей.
Этих денег правительству хватило бы, например, для того чтобы не повышать с 2011 года топливные акцизы и не провоцировать разразившийся в России весной-летом прошлого года топливный кризис. Мера, которая принесла федеральному бюджету менее 80 миллиардов рублей, спровоцировала острый дефицит дизельного топлива, бензина и авиационного керосина в стране, после чего цены на топливо резко выросли. Уже со следующего года правительство вновь начнет повышать акцизы, что немедленно скажется на цене бензина и дизельного топлива, вне зависимости от мировых цен на нефть. Более того, существование «Роснефтегаза» лишает правительство непосредственного контроля над «Роснефтью», которая станет крупнейшей в мире по добыче нефти компанией после поглощения ТНК-ВР. Формально «Роснефть» — компания государственная, поскольку три четверти (пока еще три четверти, после покупки ТНК-ВР доля снизится) принадлежат «Роснефтегазу», 100% акций которого у государства. Однако для того, чтобы влиять на деятельность «Роснефти», приходится действовать через «Роснефтегаз», в котором все решения принимает Игорь Сечин, исходящий из своих представлений о государственных интересах.
Не являясь — ни формально, ни по сути — правительственной структурой, где накапливаются резервы, или институтом развития, компания фактически дублирует функции и Резервного фонда, и ВЭБа. Вот только распоряжается деньгами уже не имеющий никакого отношения к правительству Игорь Сечин, совмещающий посты председателя совета директоров «Роснефтегаза, президента «Роснефти» — основного источника средств «Роснефтегаза» — и секретаря комиссии при президенте РФ по ТЭКу. В качестве президента «Роснефти» Сечин руководит компанией, которая его многолетними стараниями превратилась в «мирового чемпиона». В качестве председателя совета директоров «Роснефтегаза» он имеет возможность отсекать посягательства правительства на вмешательство в деятельность «Роснефти», а заодно и аккумулировать причитающиеся государству миллиарды. Наконец, в качестве секретаря президентской комиссии Сечин готовит предложения относительно того, как использовать средства «Роснефтегаза», а президент Путин эти предложения одобряет. Удобнее, конечно, было бы еще оставить за собой пост курирующего ТЭК вице-премьера, который Сечин занимал в правительстве Путина. Но совмещать работу в правительстве и руководство (и даже простое участие в работе советов директоров) компаниями, пусть и государственными, нельзя с тех пор, как Дмитрий Медведев, будучи еще президентом, распорядился очистить от чиновников советы директоров госкомпаний.
Нынешней весной, практически сразу после ухода из правительства, Сечин предложил объединить электро-сетевые холдинги ФСК ЕЭС (сети высокого напряжения) и МРСК (региональные распределительные сети «к потребителям») в единую Национальную сетевую компанию, а госпакет ее акций передать государственному АО «Роснефтегаз». Он также предложил передать «Роснефтегазу» крупные пакеты акций гигантов гидрогенерации — «РусГидро» и ИНТЕР РАО. На выходе должна получиться одна из крупнейших в мире сетевых компаний, способная привлекать финансирование. «Роснефтегаз», в соответствии с планом Сечина, должен «докапитализировать» полученные активы, страдающие от недостатка инвестиций. Помимо прочего, это превратило бы и без того весьма немаленький «Роснефтегаз» в гигантский холдинг, владеющий нефтяными, газовыми и энергетическими активами, он стал бы полноценным предприятием, а не непроницаемой «прокладкой» между «Роснефтью» и правительством. Сечин представил свои предложения на комиссии по развитию ТЭК, и они были приняты. Владимир Путин, став президентом, сразу подписал указ, разрешающий «Роснефтегазу» участвовать в приватизации госкомпаний ТЭК.
Сменивший Игоря Сечина в правительстве Аркадий Дворкович этим планам воспротивился, предложив свой вариант докапитализации энергетических компаний на деньги «Роснефтегаза», но без его участия. Фактически Дворкович предлагает вернуть государству причитающиеся ему деньги, а потом их использовать, но уже от лица государства, а не его «дочки». Новый вице-премьер подготовил свои предложения, однако в дело вмешалась Администрация президента. В конце октября помощник Владимира Путина Константин Чуйченко, возглавляющий Контрольное управление президента, написал письмо вице-премьеру Аркадию Дворковичу, в котором сообщил, что правительство не выполнило в срок решения президентской комиссии по развитию ТЭК о докапитализации «РусГидро». Чуйченко в письме попросил до 5 ноября представить доклад президенту об исполнении всех указаний, в котором должно быть обещание завершить докапитализацию в первом квартале 2013 года.
В письме Чуйченко делает упор на том, что президентская комиссия уже одобрила финансирование инвестпрограммы «РусГидро» через допэмиссию акций в пользу «Роснефтегаза» на сумму в 41,5 млрд рублей и реализацию пакета «РусГидро» в «ИнтерРАО» — также в пользу «Роснефтегаза». И хотя правительство в лице Дворковича предложило президенту альтернативный вариант привлечения средств в компанию, без участия «Роснефтегаза», оно забыло, что, согласно указу президента, «Роснефтегаз» является инвестором по отношению к компаниям ТЭК, и дивиденды компании должны направляться на эти цели. Кроме того, не были представлены сведения о структуре и правовом обосновании сроков альтернативных сделок.
Чуйченко негодует: несмотря на все вышеизложенное, а также в отсутствие согласия президента, правительство даже начало реализовывать свой план. 4 октября Дворкович направил директивы, предусматривающие выплату дивидендов «Роснефтегазом» на 50,2 миллиарда рублей, увеличение уставного капитала «РусГидро» и одобрение договора купли-продажи «Иркутскэнерго».
Директивы действительно направлены, однако «Роснефтегаз» не торопится их исполнять. По словам Игоря Сечина, деньги «Роснефтегаз» держит на депозитах в ВТБ и «Газпромбанке», и досрочное расторжение депозитных договоров, которые истекают только в декабре, нанесет компании ущерб на сумму более чем 900 миллионов рублей.
От того, удастся ли Игорю Сечину сохранить автономию «Роснефтегаза» и превратить его в топливно-энергетический суперхолдинг, без преувеличения, зависит будущее российской экономики, поскольку речь идет не просто о выстраивании под крылом государства неподконтрольной правительству гигантской персональной империи бывшего чиновника, пользующегося доверием президента, но конкуренции двух моделей развития российской экономики
Коллаж ЕЖ