Волна коррупционных скандалов, начавшаяся с обнародования фактов многомиллиардных хищений в министерстве обороны и последующей отставки Сердюкова, набирает силу. Не проходит и недели, чтобы в прессе не появилось новых сообщений об обысках и задержаниях, причем фигурантами громких дел становятся и весьма высокопоставленные чиновники – бывшие или продолжающие занимать свои посты, а также топ-менеджмент крупнейших российских госкомпаний и госкорпораций.
Всего за пару месяцев вскрылись многомиллиардные хищения в сфере ЖКХ, в сельском хозяйстве, энергетике, телекоммуникационной и космической отраслях. Количество громких коррупционных дел перевалило за десяток. Масштаб махинаций самый разный – от кражи 5 миллионов рублей при закупке семян в Ульяновской области и растраты 10 миллионов в Минздравсоцразвития до хищения 6,5 миллиардов в системе ГЛОНАСС, 39 миллиардов в Минсельхозпроде и 93 миллиардов при подготовке к проведению саммита АТЭС.
Угроза уголовного преследования нависла над бывшим министром обороны Анатолием Сердюковым и бывшей руководительницей Минсельхозпрода Еленой Скрынник, которая до работы в министерстве возглавляла Росагролизинг, где, по версии следствия, и были украдены 39 миллиардов рублей. В любой момент следователи могут постучаться в дверь Татьяны Голиковой, занимавшей в правительстве Владимира Путина должность министра здравоохранения и социального развития. Или к бывшему «техническому» премьеру времен второго срока президента Путина, тестю Анатолия Сердюкова и одному из заместителей Путина в бытность того премьером – Виктору Зубкову, который возглавил Росагролизинг после Елены Скрынник. Фигурантом уголовного дела может стать и нынешний глава Пермского края Виктор Басаргин, возглавлявший не так давно Минрегионразвития, которое отвечало за подготовку к саммиту АТЭС.
Пока, правда, вероятность того, что все вышеперечисленные персонажи сядут на скамью подсудимых, невелика, какими бы сведениями и документами ни располагали правоохранительные органы. Скорее всего, в коррупционных делах – тех, которые уже ведутся, и тех, что еще будут возбуждены (а в этом можно не сомневаться) – следствие ограничится непосредственными исполнителями и руководством тех фирм и компаний, которые помогали чиновниками разворовывать деньги государства.
Бюро экономических расследований, конечно, не в состоянии составить конкуренцию российским правоохранительным органам, не располагая ни средствами, ни полномочиями Генпрокуратуры или Следственного комитета. Тем не менее, «дело министров» – это, пожалуй, самое важное из всех расследований, предпринятых Бюро, поскольку, в отличие от правоохранительных органов, мы не связаны какими бы то ни было политическими или клановыми ограничениями. В рамках этого дела предполагается обобщить и проанализировать всю информацию, полученную в результате громких коррупционных дел, выявить и представить доказательства причастности бывших и нынешних членов правительства к фактам расхищения государственных средств.
Не менее важной представляется задача выявить интересы тех или иных кланов, стоящих за каждым конкретным делом, очертить существующие в правительстве и госкомпаниях связи и группировки. В конечном итоге Бюро ставит своей целью спрогнозировать, кто из высших должностных лиц России станет следующей жертвой антикоррупционной кампании и какой из кланов выйдет победителем в разразившейся войне.
Фото ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Астахов