Генеральная прокуратура направила в следственные органы материалы на ответственных лиц ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК) по фактам злоупотребления полномочиями. Тем временем главный фигурант назревающего уголовного дела – пресловутый «товарищ Билалов» – уже отбыл для поправки здоровья в Баден-Баден, в Германию.
О существовании Ахмеда Билалова Россия узнала ровно месяц назад. Бюро экономических расследований писало о разносе, устроенном 6 февраля президентом Путиным этому чиновнику, в тот момент занимавшему должности вице-президента ОКР и председателя совета директоров КСК. Биланов провинился в «стаскивании по срокам» строительства олимпийских трамплинов в Сочи, которые к тому же подорожали в семь раз.
Уже на следующий день – 7 февраля – пресловутый «товарищ Билалов» был уволен с обеих должностей. А еще через три недели стало известно о том, что Генпрокуратура при содействии Росфинандзора, МВД и ФСБ приступила к плановой проверке в ОАО «Курорты Северного Кавказа» с целью оценки эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие туристического кластера в Северокавказском федеральном округе.
С предварительными результатами этой проверки все желающие смогли ознакомиться 7 марта, когда отчет о ней был опубликован на официальном сайте Генпрокуратуры.
Обошлось без неожиданностей: было установлено, что в уставный капитал КСК перечислено из федерального бюджета более 15 млрд руб., однако сроки реализации предусмотренных мероприятий не исполняются.
Тем не менее, основная часть нарушений, выявленных в ходе проверки, оказалась связана лично с деятельностью экс-председателя совета директоров КСК.
В том числе вскрыты «факты расточительства и необоснованных затрат» средств КСК на поездки Билалова и других руководителей компании за границу «с использованием элементов роскоши». Так для его перелетов во Франции, Англии и других странах заказывались чартерные рейсы на сумму около 80 млн рублей, а в ОАЭ для переезда из гостиницы в аэропорт использовался вертолет.
Далее, в 2012 году во время проведения летних Олимпийских игр за счет КСК были оплачены расходы Билалова в размере 2,5 млн руб. на его проживание в гостинице в Лондоне, а также транспортные расходы на сумму более 800 тыс. рублей. При этом из отчетных документов следовало, что Ахмед Билалов в то же время осуществлял выезды в другие страны и также за счет средств КСК. Одновременно в этот же период оплачено его проживание в Краснодаре, Санкт-Петербурге и Ессентуки.
Отсутствуют также отчеты о результатах выезда Ахмеда Билалова в США в апреле 2012 года. При этом, отмечают в Генпрокуратуре, сумма расходов составила более 600 тыс. рублей.
Кроме того в ходе проверки установлено, что ОАО «КСК» и ОАО «Национальный банк развития бизнеса» (НБРБ) 1 ноября 2011 года без предварительного одобрения совета директоров КСК заключили договор банковского счета в российской валюте. При этом 34,26 % акций этой кредитной организации на тот момент принадлежали младшему брату Ахмеда Билалова – Магомеду Билалову. В дальнейшем КСК разместила в указанном банке по семи договорам банковского вклада средства на сумму более 2 млрд рублей.
Стоит отметить, что НБРБ, на начало года занимавший 234 место по величине активов (12,8 млрд рублей), – один из лидеров российского банковского сектора по объему рисковых фондов. Из его отчетности следует, что на 1 января стоимость бумаг низкого кредитного качества (небанковские и негосударственные векселя) на его балансе составляла примерно 2,4 млрд рублей. Характерно, что больше было только у ВТБ (20,2 млрд рублей) и принадлежащего ему же Банка Москвы (5,9 млрд рублей).
Аналогичные нарушения, говорится в сообщении Генпрокуратуры, установлены при заключении КСК договора на съемки фильма стоимостью до 74 млн рублей.
Материалы проверки направлены в Следственный департамент МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В марте свой собственный аудит деятельности КСК, начатый еще в декабре, должна завершить и Счетная палата.
Тем временем, на прошлой неделе стало известно о том, что еще в феврале братья Билаловы выехали в германский Баден-Баден, не став дожидаться организационных выводов со стороны следственных органов.
По сведениям информированного собеседника «Ведомостей», в случае возбуждения против них уголовного дела возвращаться на родину они не собираются. В то же время претензии к Билалову со стороны прокуратуры вызывают у него, у этого источника, недоумение: «Во-первых, все решения об использовании средств КСК утверждал совет директоров компании, куда входили представители государства. Во-вторых, Билалов с 1995 года не летает рейсовыми самолетами, поэтому утверждения, что ему за счет госкомпании бронировались какие-то авиабилеты, несостоятельны».
Начало прокурорской проверки собеседник «Ведомостей» связывает с желанием хоть как-то оправдать увольнение Ахмеда Билалова, который формально прямого отношения к строительству олимпийских объектов не имел. Совладельцем ОАО «Красная Поляна», к которой Путин адресовал свои претензии в связи со строительством олимпийских трамплинов, является его младший брат, Магомед. Хотя реальный руководитель бизнеса, утверждает источник газеты, именно Ахмед.
Как бы то ни было, проверка Генеральной прокуратуры продолжается. А по ее результатам обещаны «исчерпывающие меры реагирования с принятием при наличии оснований процессуальных решений в отношении виновных лиц».