Ежедневный Журнал
www.ej.ru
Бюро Экономических Расследований
Дела О проекте

Дело министров. Статьи


С инновационного корабля

ИТАР-ТАСС
Во вторник газета «Известия» сообщила об уходе по собственному желанию вице-президента и руководителя департамента по международным отношениям и связям с общественностью Фонда «Сколково» Седы Пумпянской.

Никаких распоряжений о ее увольнении от руководителя фонда Виктора Вексельберга не поступало, сообщил изданию вице-президент «Сколково» Александр Чернов, по сведениям которого решение Пумпянской, проработавшей в этой должности около двух лет, связано с желанием «просто поменять место работы».

Эта версия, впрочем, не показалась убедительной другому собеседнику «Известий» из Счетной палаты (СП), чье имя издание не называет. По его мнению, уход Пумпянской имеет прямое отношение к результатам проверок Фонда, выявившим многочисленные факты пресловутой неэффективности расходования им бюджетных средств, выделенных на развитие сколковского иннограда.

К изучению финансовой деятельности «Сколково» СП приступила еще осенью прошлого года, а краткий отчет о результатах проверки появился на сайте контрольного ведомства в феврале. В нем аудиторы без лишних подробностей сообщали об отсутствии в расходах на инноград, составивших к тому моменту 31,6 млрд рублей, конкретных целевых показателей в привязке к срокам их достижения, что создавало «риски достоверности оценки» эффективности использования выделенных средств.

Хотя полная версия отчета в итоге не была опубликована – как выяснилось позже, на документ был наложен гриф «секретно» – уже тогда стало понятно, что с тратой денег на «Сколково», вежливо выражаясь, не все в порядке. Так 12 февраля Следственный комитет, со ссылкой на результаты аудита СП, сообщил о возбуждении уголовного дела по факту хищения 23,8 млн рублей из бюджета «Сколково». Главными подозреваемыми тогда были названы директор департамента финансов НКО «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» Кирилл Луговцев и генеральный директор таможенно-финансовой компании «Сколково» Владимир Хохлов. По версии следствия, средства без проведения обязательного конкурса были потрачены ими на аренду недвижимости у подконтрольной им фирмы по завышенным ценам.

Вскоре появилась информация о том, что рамках того же уголовного дела СК приступил к расследованию еще нескольких фактов вероятных злоупотреблений с бюджетом Фонда – на этот раз речь шла о возможном нецелевом использовании 3,5 млрд рублей. Тогда же в этой связи прозвучало имя его президента Виктора Вексельберга – следствие привлекло внимание, что часть средств сколковского бюджета на длительное время оседала на депозитах аффилированного с миллиардером «Меткомбанка».

 

Много шума – и ничего

В начале апреля «Сколково» оказалось в центре очередного скандала, когда «Известия» рассказали о причинах, по которым были засекречены результаты проверки Счетной палаты. По словам информированного источника издания, пойти на это СП пришлось под давлением правительства, пожелавшего скрыть от общественности многочисленные факты злоупотреблений в Фонде, вскрытых аудиторами. В частности, то, что львиная доля бюджетных средств, выделенных на «Сколково», идет не на развитие российского инновационного кластера, а направляется в США в виде грантового финансирования Массачусетского технологического института (MIT). К тому же с нарушением действующего законодательства.

Соответствующая информация содержалась в «секретной» части отчета СП, который оказался в распоряжении «Известий». Речь идет о договоре, подписанном в сентябре 2010 года, в соответствии с которым MIT обязалась разработать для «Сколково» концепцию международного исследовательского института, а также соответствующую «дорожную карту». По данным аудиторов, гонорар MIT за проделанную работу составил 7,5 млн долларов. Из них 5,5 миллионов были потрачены на компенсацию издержек американского института на реализацию проекта, остальное – вознаграждение американского института за проделанную им работу.

При этом, отмечают аудиторы СП, первоначальная редакция договора предполагала выплату MIT всего около 2,5 млн долл., однако затем сумма контракта была увеличена второе путем дополнительного соглашения, заключенного в марте 2011 года. В то же время возможность контролировать расходы американского института была фактически исключена, говорилось в отчете.

Новое соглашение, подписанное в октябре 2011 года между Фондом «Сколково», «Сколковским институтом науки и технологий» («Сколтех») и MIT, предполагало еще более щедрое финансирование партнера из США. В соответствии с ним, общая сумма, выделяемая MIT из сколковского бюджета, составляла 302,5 млн долларов. Из них 152 млн долл. предполагалось перечислить в виде грантовой поддержки американскому институту, который был вправе использовать эти средства по своему усмотрению – в том числе в целях, не связанных со «Сколково». И только 150,5 млн долл. должны были быть направлены на создание «Сколтеха», возмущались аудиторы.

По данным СП, российская сторона не потребовала от MIT даже финансового участия в проекте. При этом были ли потрачены все предусмотренные контрактом суммы, в отчете не уточнялось.

Кромке того, дополнительное соглашение к октябрьскому соглашению 2011 года между Фондом «Сколково» и российским Минфином предусматривало выделение MIT еще 1,6 млрд рублей«в рамках совместной деятельности». При этом механизм контроля над расходами американской стороны этих средств, отмечалось в отчете СП, также не был прописан.

С подобными претензиями в «Сколково» тогда не согласились. По словам Александра Чернова, «в соглашении предусмотрена подробная дорожная карта сотрудничества, конкретные требования к его целевым показателям, включая формирование профессорско-преподавательского состава «Сколтеха», образовательной и исследовательской инфраструктуры, кампуса и так далее». Также, уверял менеджер, в нем содержится целый набор контрольных процедур, гарантирующих его поэтапное исполнение. В итоге Фонд «Сколково» направил мотивированные возражения к акту инспекторов Счетной палаты, в результате чего претензии аудиторов к трехстороннему соглашению были сняты, отмечал Чернов в одном из своих интервью.

Также в пользу «Сколково» была решена другая претензия Счетной палаты к трехстороннему соглашению Фонда, Сколтеха и MIT – отсутствие русского перевода контракта, составленного на английском языке, что, утверждали аудиторы в своем отчете, противоречит действующему законодательству.

Это соглашение «не противоречит нормам российского права, претензии к этому соглашению со стороны Счетной палаты РФ ранее были сняты», – заверил тогда же Чернов.

Что касается других недочетов, выявленных аудиторами, то менеджмент Фонда с ними согласился и работает над их устранением, заявил в конце мая руководитель СП Сергей Степашин. «Со всеми замечаниями, содержащимися в итогах проверки Счетной палатой «Сколково», руководство проекта согласилось. И уже разработан план по устранению недочетов», – отметил он. Подчеркнув, что «никакой политики» в действиях его ведомства нет.

Эффективность инноваций

Последняя ремарка не случайна: поводов подозревать, что на «Сколково», один из главных и наиболее амбициозных инициатив бывшего президента Медведева, пытаются оказать политическое давление, к этому времени появились немало. В конце апреля СКР возбудил очередное уголовное дело против одного из топ-менеджеров Фонда «Сколково» – старшего вице-президента Алексея Бельтюкова. Ему предъявлены обвинения в растрате в особо крупных размерах, выразившейся в передаче 750 тыс. долл. депутату Госдумы Илье Понамареву в оплату курса лекций и выполнение научной работы, ценность которых у следователей – и не у них одних – вызывает большие вопросы.

В начале мая в рамках этого дела на допрос вызывались бывший вице-президент фонда, нынешний заместитель министра экономического развития Павел Королев, а 18 мая – президент фонда Виктор Вексельберг.

Тогда же в защиту сколковского проекта пришлось публично вступиться его куратору, вице-премьеру Владиславу Суркову, который, впрочем, всего через пару недель вынужден был также написать заявление по собственному желанию.

На этом фоне уход Седы Пумпянской, разумеется, выглядит не случайным. Эксперты не исключают, что эта потеря может оказаться для «Сколково» не последней, хотя высокие зарплаты – по данным все тех же аудиторов СП, в 2011 году на эти цели в Фонде и дочерних обществах было потрачено более 1 млрд рублей – очевидно, станут определенным сдерживающим фактором.

Тем временем, в конце 2013 года Счетная палата обещает нагрянуть в Фонд с новой проверкой. Вероятно, на подготовку к новому аудиту будут брошены лучшие силы и время сотрудников «Сколкова».

В этой связи аудиторам хочется только напомнить, что, в конечном счете, об эффективности сколковского проекта будут судить не по тому, с нарушениями или без оных был потрачен его бюджет. На известные – и неизбежные при реализации проекта такого масштаба – издержки можно будет закрыть глаза в случае, если «Сколково» превратится в то, ради чего он и затевался – во флагманский элемент новой инфраструктуры российских инноваций, способный их, инновации, эффективно производить. Бесконечные же проверки – и сопровождаемый ими шум – способны парализовать работу даже самой лучшей команды, которая, демотивированная и деморализованная, не станет тратить силы на улучшение качество хода своего корабля, но предпочтет заблаговременно сбежать, обрекая судно на неизбежную гибель.

Фото ИТАР-ТАСС/ Алексей Филиппов


НАШИ тащат из бюджета

После массовых протестов зимы 2011 года, когда стало ясно, что движение НАШИ не может выполнить свою цель — занять все площади до выхода протестующих, для которой они создавались, и после отставки главного идеолога движения НАШИ Владислава Суркова, остатки движение НАШИ переформатировали и стали финансироваться на прямую из бюджета России. Деньги получали проекты отдельных комиссаров: Хрюши против, Стоп Хам, Беги за мной и другие. Финансирование в основном осуществлялось через Росмолодежь.

Халатность
2 ДЕКАБРЯ 2013 ,ВЛАДИМИР ВОЛКОВ

Главное следственное управление Следственного комитета России возбудило в отношении Анатолия Сердюкова уголовное дело по статье «халатность». В случае если бывший министр обороны будет признан виновным, ему грозят штраф, исправительные работы сроком до одного года либо трехмесячный арест. 

Между Дудкой и Ковалевым
6 ОКТЯБРЯ 2013 ,ВЛАДИМИР ВОЛКОВ

Следствие по делу «Оборонсервиса» входит в завершающую стадию. Предъявлено обвинение в новой редакции самому яркому его фигуранту – экс-руководителю Департамента имущественных отношений Минобороны Евгении Васильевой.

Дело воли
11 СЕНТЯБРЯ 2013 ,ВЛАДИМИР ВОЛКОВ

Анатолий Сердюков может выдохнуть. Подвижническое решение его зятя Валерия Пузикова безвозмездно вернуть печально известную VIP-дачу «Житное», уберет из уголовного дела о махинациях с имуществом военного ведомства единственный эпизод, напрямую связанный с экс-министром.







301 Moved Permanently

301 Moved Permanently


nginx/1.14.2

Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна. Редакция, e-mail.


  • РЖД и дочки
  • Дело министров
  • Дело Банка Москвы.
  • Дело «Роснефтегаза»
  • Олимпийский «распил»
  • Российская экономика тяжело больна. Достаточно вспомнить о паническом бегстве капитала из страны, взглянуть на места, которые занимает Россия в международных рейтингах, характеризующих деловой и инвестиционный климат, инвестиционную привлекательность, благосостояние граждан.

    Подробнее | Форма обратной связи