Ежедневный Журнал
www.ej.ru
Бюро Экономических Расследований
Дела О проекте

РЖД и дочки. Статьи


Предпродажная подготовка
8 ДЕКАБРЯ 2013 МАКСИМ БЛАНТ

ИТАР-ТАСС

Обратить внимание на ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш», в капитале которого РЖД принадлежит 100% минус одна акция, заставила одна, довольно незаметная публикация, появившаяся в прессе в середине ноября этого года.

««ВЭБ-лизинг» закупает технику для ОАО «Российские железные дороги» на общую сумму порядка 90 млрд рублей в рамках заключенного в прошлом году договора финаренды … Весной прошлого года акционеры «ВЭБ-лизинга» одобрили крупную сделку, предполагающую приобретение лизингодателем путевой техники в количестве не более 3,5 тыс. единиц для нужд путевого комплекса РЖД (лизингополучатель) у выбранного последним продавца — ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш» — с последующей передачей этой техники в лизинг РЖД. Было установлено, что общая стоимость предмета лизинга будет находиться в пределах 90 млрд рублей, а совокупный размер лизинговых платежей не превысит 150 млрд. Период поставки техники — с 2012 по 2016 год, срок договора финансовой аренды — десять лет, указывалось в материалах «ВЭБ-лизинга».

Суммы, о которых идет речь, даже по масштабам РЖД маленькими никак не назовешь. А готовность инфраструктурной монополии переплатить лизинговой компании 60 миллиардов, фактически выложив за путевую технику калужского завода полуторную цену и обеспечив это предприятие пятилетним гарантированным заказом, которому позавидовала бы любая крупная (причем, не только российская) машиностроительная корпорация, уже вызывает вопросы.

Но, как выясняется, 90 миллиардов, которые должно получить ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш» в 2012-16гг. от РЖД при посредничестве «ВЭБ-лизинга», это далеко не все. Видимо, руководству РЖД сумма в три миллиарда долларов показалась недостаточной, и в январе этого года состоялось заседание комиссии ОАО «РЖД» по корпоративному заказу под председательством старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валерия Решетникова. В решении комиссии, среди прочего, говорится:

«На заседании был рассмотрен проект корпоративного заказа ОАО «РЖД» группе РПМ на ближайшие пять лет, до 2017 года. В частности, речь идет о получении гарантированного заказа на пять лет на проведение всех видов ремонтов и модернизации специального подвижного состава, на поставку вагонозамедлителей, скреплений ЖБР, путевого инструмента, а также запасных частей для путевой техники. Члены комиссии единогласно одобрили корпоративный заказ на сумму 30 миллиардов рублей с ежегодным объемом финансирования 6 миллиардов рублей».

Группа РПМ – это тот же калужский «Ремпутьмаш», которому РЖД в середине прошлого года передало акции 6 своих «дочек», сделав завод головным предприятием группы. Таким образом, РЖД активно накачивает одну из своих 100-процентных дочек активами и гарантированными заказами, объем которых за пять лет достигает 120 миллиардов рублей. Предприятие специализируется на производстве и ремонте путевых машин для укладки, капитального ремонта и текущего содержания путей.

Само РЖД, сделав ставку на продукцию калужского завода, пока несет сплошные потери. Первые результаты свидетельствуют об этом весьма красноречиво. За первые 7 месяцев 2013 года на железных дорогах России крушений поездов случилось в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, сходов вагонов зафиксировано 327 по сравнению с 306 в 2012 году.

К тому же кусок, который получил «Калужский завод «Ремпутьмаш» (группа РПМ), оказался для него слишком велик. Вот выдержка из протокола совещания, состоявшегося 4 июля у вице-президента ОАО «РЖД» по инфраструктуре Александра Целько (копия протокола есть в распоряжении Бюро экономических расследований):

«В соответствии с откорректированным планом поставки техники в первом полугодии 2013 года группой РПМ планировалась отгрузка 602 единиц техники на сумму 7 729,583 млн рублей.

По состоянию на 01.07.2013 группой РПМ отгружено 490 единиц техники на сумму 5 827,978 млн рублей или 75% от плана …

За прошедший период 2013 года по вине группы РПМ допущено 13 отказов технических средств. На продукцию, изготовленную и отремонтированную группой РПМ, оформлено 76 рекламаций. Общее время простоя техники во внеплановом ремонте составило 459 дней».

И еще три страницы в том же роде. В продукции завода выявлены конструкционные недостатки, в ряде случаев качество поставляемой техники признано неудовлетворительным, машины поставляются разукомплектованными.

В какой-то момент выяснилось, что завод поставил РЖД недоукомплектованные навесным оборудованием экскаваторы-погрузчики, в результате чего монополии было предложено докупить 16 комплектов оборудования по 8 миллионов рублей за каждый – всего на 128 миллионов рублей.

Впрочем, ни проваленный в первом полугодии план поставок техники для материнской компании, ни многочисленные скандалы и рекламации принципиально на финансовых результатах калужского «Ремпутьмаша» не сказались. Гарантированные заказы со стороны РЖД, которые завод фактически начал исполнять с начала этого года – как в рамках лизинговой программы, так и в соответствии с январским решением комиссии РЖД по корпоративному заказу, – позволили резко увеличить прибыльность предприятия. С прошлогодних 12,3 млн рублей в этом году чистая прибыль вырастет до 625,5 миллиона – в 52 раза.

А теперь самое интересное – информация, которая заставляет взглянуть на вышеперечисленные факты в несколько ином свете.

Дело в том, что ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш» в ближайшее время будет приватизирован. Он числится в прогнозном плане продаж акций дочерних и зависимых обществ ОАО РЖД, где предусматривается продажа 75% минус две акции предприятия. ОАО «РЖД» останется блокпакет – 25% плюс одна акция. Причем, продажа будет проводиться не в рамках открытого аукциона, а по конкурсу, где потенциальным покупателям будут поставлены определенные условия. И, соответственно, победит на конкурсе вовсе не тот, кто предложит максимальную цену, а тот, кто заранее будет ознакомлен с условиями, которые выдвинет материнская компания.

Более того, принципиальное решение о приватизации калужского завода было принято еще 4 года назад, и его акции должны были уйти к частным инвесторам еще до 2012 года. Однако приватизация была отложена. Таким образом, и тогда, когда заводу передавались акции других предприятий, и когда его обеспечивали гарантированными заказами на 120 миллиардов рублей на пять лет вперед – все это было подготовкой к продаже 75% акций предприятия. Этими мерами, кстати, «предпродажная подготовка» группы РПМ не ограничивается. В мае этого года на головном предприятии (и, соответственно, в группе) сменился генеральный директор. Кресло досталось Константину Данилову, которого источники в РЖД называют креатурой вице-президента по инфраструктуре Александра Целько. Сам Целько курирует в РЖД деятельность калужского «Ремпутьмаша», а с августа этого года параллельно возглавляет совет директоров предприятия. Проще говоря, в одном месте заказы формирует, в другом - выполняет. Одной рукой счета выписывает, другой - оплачивает, сам себя контролирует и сам перед собой отчитывается. А главное, готовит предприятие к приватизации.

Продажа 75-процентного пакета группы РПМ должна состояться в ближайшее время, тогда же и станет понятно, в чьих интересах все это затевалось.


Фото Бориса Кавашкина (ИТАР-ТАСС)











301 Moved Permanently

301 Moved Permanently


nginx/1.14.2

Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна. Редакция, e-mail.


  • РЖД и дочки
  • Дело министров
  • Дело Банка Москвы.
  • Дело «Роснефтегаза»
  • Олимпийский «распил»
  • Российская экономика тяжело больна. Достаточно вспомнить о паническом бегстве капитала из страны, взглянуть на места, которые занимает Россия в международных рейтингах, характеризующих деловой и инвестиционный климат, инвестиционную привлекательность, благосостояние граждан.

    Подробнее | Форма обратной связи