После массовых протестов зимы 2011 года, когда стало ясно, что движение НАШИ не может выполнить свою цель — занять все площади до выхода протестующих, для которой они создавались, и после отставки главного идеолога движения НАШИ Владислава Суркова, остатки движение НАШИ переформатировали и стали финансироваться на прямую из бюджета России. Деньги получали проекты отдельных комиссаров: Хрюши против, Стоп Хам, Беги за мной и другие. Финансирование в основном осуществлялось через Росмолодежь. Представителей регионов стали софинансировать также через региональные бюджеты — через комитеты по делам молодежи.
Неожиданно в июне 2012 года снимают с должности руководителя Федерального агентства по делам молодежи создателя движения НАШИ Василия Якеменко, а на его место ставят бывшего депутата Госдумы, ранее “правую руку” Якеменко — Сергея Белоконева. Стоит отметить, что июнь 2012 года — это разгар подготовки нашистского лагеря “Селигер”. То есть все госконтракты уже заключены. Основная доля контрактов доставалась фирмам, владельцами которых являлись комиссары и активисты движения НАШИ.
В результате Белоконев меняет политику получения госкотрактов. Проанализировав госконтракты, которые разыгрывала Росмолодежь в период 2011-2013 года можно сказать, что Сергей Белоконев стал определять эти контракты “по конкурсу” своим людям, а людей Якеменко стал прижимать.
“Однако бюджетное кормление Белоконева, не видевшего в своей деятельности, ровным счетом, ни единого берега и пытавшегося украсть буквально на каждом госконтракте Росмолодежи, очевидно, подошло к концу, и истерические попытки Сережи обелить себя публикациями, которые никто не читает, делу не помогут. Надеюсь, ему уже очень скоро придется отвечать за каждую копейку” — так уже в январе 2014 года писала в своем блоге “левая рука” Якеменко Кристина Потупчик, когда конфликт перешел в открытую стадию — Росмолодежь проверяла Счетная палата, ФАС и прокуратура.
В качестве претензий: Белоконев отдал контракт на поставку шатров на Селегер на 47 миллионов без конкурса. Второй эпизод: ООО “Автобизнес”, которое годами жило на контрактах от Росмолодежи на Селегере-2012 выполнило по поручение Белоконева больше перевозок, чем было указано в контракте, расходы никто не компенсировал.
Как результат в марте 2013 года Сергея Белоконева тихо сняли, проверки прошли, ни одного уголовного дела нет ни против Белоконева, ни против Якеменко до сих пор нет. Хотя все эти годы Росмолодежь только и занималась тем, что для комиссаров движения НАШИ и прочих кремлевских движений “пилила” бюджет. Разность подходов и последующий внутренний конфликт за деньги — формальность.
Приведем несколько схем, лежащих на поверхности.
Схема 1
В 2008 году Сергей Белоконев, комиссар движения НАШИ Мария Кислицина, 2 активиста движения НАШИ Юрий Долгоруков и Пруссов Игорь становятся учредителями негосударственного образовательного частного учреждения высшего профессионального образования национальный институт "Высшая школа управления". У данного образовательного учреждения не много сотрудников, на сайте указаны только ректор и проректор.
За 2011-2013 ВШУ получает 3 госконтракта от Росмолодежи на общую сумму 29 миллионов рублей на организацию и проведение спортивно-туристических мероприятий, разработка и реализацию вариативной тренинговой программы для Селигер-2011 и Селигер-2012.
В этот же период от Министерства образования и науки, которому непосредственно подчиняется Росмолодежь, ВШУ получает 12 госконтрактов на общую стоимость 281,5 миллиона рублей. В 6 случаях из 12 ВШУ была единственным участником “конкурса”, в 2х случаях обошло Высшую школу экономики. Со контрактами можно ознакомиться на сайте Министерства образования.
В массе своей это бесмысленное “аналитические сопровождение”, “разработка и апробация”. Результатами данных работ становятся не менее осмысленные 600-страничные отчеты о проделанной работе.
ООО “Ричи” в 2012 году получает от Росмолодежи 23,7 миллиона рублей на организационное обеспечение деятельности штаба форума Селигер- 2012. А в 2013 году на материально-техническое обеспечение, на организацию и обеспечение деятельности инструкторского состава, службы снаряжения и технико-снабженческой службы, службы спасателей, медицинской службы и службы спортивно-туристических программ форума Селигер- 2013 29,1 миллиона рублей. Совладельцами ООО “Ричи” являются ранее упоминаемый активист движения НАШИ Юрий Долгоруков с долей участия 33% и Анна Гуринович с такой же долей. Ранее Анна Гуринович работала в пресс-службе движения НАШИ, сейчас является пресс-секретарем проекта “Беги за мной”, который курирует и финансирует Росмолодежь.
Другой соучредитель Высшей школы управления, Игорь Пруссов, который раньше возглавлял информационный отдел движения НАШИ, вместе с комиссаром Антоном Мартыняком владеют ООО “Лиаф” с долей 33% у каждого. ООО “Лиаф” (генеральный директор — Мартыняк) с 2012 года по март 2014 получают 10 госконтарктов от Росмолодежи на общую сумму 20 миллионов рублей. Все эти контракты так или иначе связанны с тем самым проектом “Беги за мной”: от обеспечения информационными материалами и брендированной продукцией молодежного проекта Росмолодежи «Беги за мной», до его проведения и организации.
Часть контрактов ООО “Лиаф”.
Кроме этого Пруссов и Мартыняк являются совладельцами ООО “Ешь пирог”, которым якобы владеет Василий Якеменко. Сам Василий заявил об этом в эфире телеканала Дождь после своей отставки с поста руководителя Росмолодежи. Но видимо у Якеменко не очень получилось печь пироги, так как данный бизнес прекратил работу. Но “Ешь пирог” приводит нас к другой распилочной. Генеральный директор пирожковой, активист движения НАШИ Михаил Адаев является совладельцем ООО “Технология молодежи” с долей участия 45%. В период 2011-2012 данная организация получает от Росмолодежи 7 госконтрактов на общую сумму 34 миллиона. Почти все они связанны с проведением смены “Инновации и техническое творчество“ на Селегере в 2011 и 2012 годах.
Еще недавно у “Технология молодежи” работал сайт, на котором они пытались себя позиционировать как прогрессивное агентство, помогающие инновационным проектам найти инвесторов. Но на сайте была оформлена лишь главная страница. Сейчас сайт недоступен.
Часть контрактов “Технология молодежи” доступна тут.
Стоит отметить, что фирмы нашистов получают финансирование не только от Росмолодежи, но и от региональных структур. Так 17 апреля и 25 мая 2013 года ООО “Лиаф” получает контракт от Государственного бюджетного учреждения города Москвы “Центр фестивальных, культурно-зрелищных и культурно-досуговых программ” на изготовление 133 плакатов, 103 из которых изготавливаются по цене 2830 рубля за штуку. Для какой демонстрации изготовлялись плакаты — не указано.
Но данная ситуация типична не только для Москвы. Посмотрим на случай в Ленинградской области.
Схема 2
Наталья Игоревна Корнилова является учредителем Автономной некоммерческой организации “ЛЕН-КВН”, которое отвечает за проведение местного КВНа. Данные мероприятие курирует Комитет по молодежной политике Ленинградской области. На это 2012 и 2013 году Комитет по молодежной политике выделяет по 9 госконтрактам 3,8 миллионов рублей.
Кроме этого Наталья Корнилова является совладельцем ООО “Лен-Консалт” с долей участия 33%. В 2012 году от Росмолодежи и от Комитета по молодежной политике Ленинградской области Лен-Консалт получает 2 госконтракта на общую сумму 4,3 миллиона рублей на участие в проведение местного “Селигера” — форума “Ладога-2012”.
Его организацию от комитета курирует главный специалист Корнилов Анатолий Игоревич, родной брат Натальи, член партии “Единая Россия”.
Госконтракты ООО “Лен-Консалт”.
Как мы видим, прокуратура и МВД должны проверять деятельность Росмолодежи не только в период, когда ее возглавлял Сергей Белоконев, но и когда у руля стоял Василий Якеменко. Эти проверки должны выливаться в реальные уголовные дела. Все эти годы Росмолодежь было инструментом для дележки бюджетных денег между кремлевскими молодежными организациями. Измениться ли что-то в этом плане при новом руководителе, выходце из “Молодой гвардии” Сергее Поспелове? Вряд ли. Скорее всего изменятся схемы дележки денег и перераспределяться получатели госконтрактов.
Фото ИТАР-ТАСС / Максим Шеметов / Анна Шевелева