Вице-премьер Аркадий Дворкович написал президенту письмо, в котором разгромил идею председателя совета директоров «Роснефтегаза» Игоря Сечина о передаче этой компании большого куска российской энергетики.
В письме вице-премьер не только сообщил онедостатках предложенных Сечиным «мероприятий», назвав их «фактической приватизацией» энергоактивов, но и изложил собственную схему инвестирования в энергетику без участия «Роснефтегаза», сообщает агентство «Финмаркет», в распоряжении которого оказалась копия письма.
Предложения Игоря Сечина:
Объединить электро-сетевые холдинги ФСК ЕЭС (сети высокого напряжения) и МРСК (региональные распределительные сети «к потребителям») в единую Национальную сетевую компанию, а госпакет ее акций передать госкомпании «Роснефтегаз».
На выходе должна получиться одна из крупнейших в мире сетевых компаний, способная привлекать финансирование. Само объединение, предложенное Сечиным в мае, уже одобрено всеми ведомствами, а передача нового холдинга в управление «Роснефтегазу» — нет.
Передать «Роснефтегазу» крупные пакеты акций гигантов гидрогенерации — «РусГидро» и ИНТЕР РАО. Компаниям нужны деньги на инвестпроекты — объединение генерирующих мощностей Восточной Сибири и участие в строительстве ГЭС в Киргизии.
«Роснефтегаз» должен «докапитализировать» полученные активы, страдающие от недостатка инвестиций.
Идея Сечина была одобрена Путиным, который, став президентом, сразу подписал указ, разрешающий «Роснефтегазу» (100% акций принадлежит государству) участвовать в приватизации госкомпаний ТЭК. Предполагалось, что ему хватит на докапитализацию собственных денег — 130 млрд рублей, полученных за полтора года виде дивидендов по находящимся у него в собственности акциям «Роснефти» (более 75%) и Газпрома (более 10%).
10 июля состоялось заседание комиссии по ТЭК при президенте, на котором выяснилось, что сделки будут стоить существенно больше. Путин поручил правительству просчитать все последствия плана, и письмо Дворковича фактически стало ответом на это поручение.
Критикуя идею объединения ФСК ЕЭС и МРСК на основе «Роснефтегаза», Дворкович отмечает, что на выкуп акций у миноритарных акционеров ФСК и МРСК и погашение их кредиторской задолженности потребуется 400 млрд рублей. Откуда госкомпания возьмет эти деньги, непонятно.
Кроме того, объединение двух холдингов во вновь создаваемой Национальной сетевой компании (75% принадлежит «Роснефтегазу») — это фактически приватизация стратегических предприятий, отмечает Дворкович, которая требует изменения в законодательстве. Подобная приватизация приведет к потере управления государством электросетями, утверждает вице-премьер. Схема противоречит закону «Об энергетике», который запрещает собственнику владеть одновременно сетями и генерацией.
Вместо этого Дворкович предложил два варианта. Либо присоединить МРСК к ФСК ЕЭС c переходом на единую акцию. Это будет стоить 300 млрд руб. (98 млрд — выкуп акций у миноритарных владельцев обеих компаний по оферте плюс погашение кредиторской задолженности). Либо внести госпакет МРСК (55,95%) в уставной капитал ФСК. Здесь придется делать оферту только владельцам акций МРСК, что потребует 37,2 млрд руб. Сохраняется риск предъявления к погашению кредиторской задолженности МРСК (189,1 млрд рублей), но он минимален. В обоих вариантах акции остаются в федеральной собственности, а значит риски, связанные с «приватизацией», не возникают.
По вопросу «докапитализации» ИНТЕР РАО и «РусГидро», продажи пакета «Иркутскэнерго», Дворкович пишет, что вся сложная схема Роснефтегаза — продажа пакета акций «Иркутскэнерго», допэмиссия ИНТЕР РАО и «РусГидро» будет стоить «Роснефтегазу» практически всех его денег — 163,5 млрд рублей.
Кроме того, продажа ИНТЕР РАО принадлежащих ей 40% акций «Иркутскэнерго» «Роснефтегазу» без передачи «РусГидро» противоречит главной задаче — консолидации энергомощностей Восточной Сибири под эгидой «РусГидро». Возможность увеличения капитализации «РусГидро» в краткосрочной перспективе отсутствует.
Еще один аргумент: строительство объектов в Киргизии начнется только в 2015-2018 годах, а значит нет смысла проводить уже в 2012-2013 годах допэмисии «РусГидро» и ИНТЕР РАО в пользу «Роснефтегаза» на сумму 85 млрд рублей с тем, чтобы получить средства «на Киргизию».
Наконец, предложенная Сечиным схема опять же означает приватизацию стратегических активов, что противоречит законодательству — оно прямо запрещает увод из госсобственности таких активов.
В качестве альтернативы Дворкович предлагает изящную комбинацию:
1) Продать акции «Иркутскэнерго» напрямую «РусГидро», которой они нужны для консолидации энергоактивов Восточной Сибири с тем, чтобы создать крупнейшую гидроэнергетическую компанию к 2015 году.
2) Деньги на это «РусГидро» (а также на инвестпрограмму на Дальнем Востоке, на которую хронически не хватает средств) получит за счет эмиссии акций, которую выкупит государство.
3) Акции ИНТЕР РАО, находящиеся на балансе «РусГидро», продать «Роснефтегазу». Последний получит долю в ИНТЕР РАО, которую он давно добивается, ИНТЕР РАО — источник средств для инвестиций, а вместе они — возможность реализовать общие проекты с «Роснефтью».
3) Все эти «мероприятия» нужно оплатить из средств «Роснефтегаза», которые он выплатит своему единственному акционеру — государству в виде дивидендов за 2011 год (50 млрд рублей).
Агентство отмечает, что Путин ответил Дворковичу весьма оригинальным способом. 14 августа, через 4 дня после письма вице-премьера, он поручил тому ускорить докапитализацию «РусГидро» (по просьбе компании) по схеме с участием «Роснефтегаза». Источник финансирования по-прежнему не указан. Срок исполнения — не позже I квартала 2013 года.
Фотография РИА Новости