ОАО «Роснефтегаз» появилось на свет 23 ноября 2004 года. Единственный акционер – государство в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущества) внес в капитал принадлежавшие ему 100% акций ОАО «Нефтяная компания «Роснефть», получив взамен все 18,35505 миллиарда акций спежеиспеченного АО.
О том, зачем это понадобилось государству, уже писалось. «Роснефтегаз» создавался как «одноразовая» компания, которая должна была обменять «Роснефть» на принадлежащие «дочкам» Газпрома акции газового монополиста, которых государству недоставало до контрольного пакета. В результате этой операции государство вернуло бы себе контрольный пакет Газпрома, а тот в свою очередь обзавелся бы «нефтяным крылом», которое планировалось укрепить «Сибнефтью» (ныне «Газпромнефть») Романа Абрамовича и лучшими кусками приговоренного ЮКОСа.
План этот был нарушен главой «Роснефти» Сергеем Богданчиковым, который сумел привлечь деньги китайских банков и сам выкупил главный добывающий актив ЮКОСа – «Юганскнефтегаз». После этого приобретения обменять 100% акций изрядно прибавившей в цене «Роснефти» на 10 с небольшим процентов Газпрома стало невозможно, однако довести госпакет в газовом монополисте до контрольного все еще было актуальной задачей.
Поэтому в сентябре 2005 года «Роснефтегаз» под поручительство «Роснефти» привлекает у синдиката банков во главе с банком ABN Amro кредит на 7,5 миллиарда долларов для выкупа 10,7399% акций Газпрома у его «дочек». Продавцами выступили «Газпромбанк», ООО «Газпроминвестхолдинг», НПФ «Газфонд» и АО «Газпромфинанс Б.В.». Сумма сделки составила 203,5 миллиарда рублей.
Тогда же было принято решение разместить часть акций «Роснефти» на открытом рынке, чтобы, выручив от этого размещения 8-15 миллиардов долларов, расплатиться с кредиторами.
Все это находит отражение в годовом отчете «Роснефтегаза» за 2005 год, опубликованном на сайте компании «Роснефть». Из того же отчета явствует, что по результатам 2005 года компания получила чистый убыток в размере 3,717 миллиарда рублей и перечислила налогов в бюджет и внебюджетные фонды на 1,3 миллиона рублей. Интересно отметить, что в компании в 2005 году работало 8 человек, а их средняя зарплата составляла скромные даже по тем временам 37 тысяч рублей.
В 2006 году эти 8 человек назначают «Роснефть» агентом по публичному размещению 24,84% акций «Роснефти» (сумма агентского вознаграждения составила 130 млн рублей), получают в результате размещения 229,365 миллиарда рублей, гасят кредит перед банковским синдикатом, получают 122,5 миллиарда рублей чистой прибыли и платят в бюджет и внебюджетные фонды налогов на сумму 33,104 миллиарда рублей.
Многие ждали, что компания после этого вернет оставшиеся у нее акции «Роснефти» и Газпрома Росимуществу, деньги переведет в бюджет и закончит на этом свое существование. Однако не тут-то было. Вместо сообщения о прекращении деятельности общества в отчете за 2006 год лаконичная фраза: «Дивиденды по акциям Общества в отчетном году не начислялись». И еще одна весьма характерная фраза, заставляющая несколько иначе отнестись к цифрам из раздела «Социальные показатели Общества». Там все те же 8 человек и их чуть повысившаяся среднемесячная зарплата – 39 тысяч рублей. Но «информация о вознаграждении Генерального директора Общества носит конфиденциальный характер».
В 2007 году вся активность «Роснефтегаза» свелась к управлению:
«1) пакетом акций ОАО «НК «Роснефть», составляющего 75,16% от обыкновенных акций и уставного капитала указанного общества;
2) пакетом акций ОАО «Газпром», составляющего 10,7399% от обыкновенных акций и уставного капитала указанного общества».
Проще говоря, к получению дивидендов на эти акции. С двух госкомпаний «Роснефтегаз» получил 17 с небольшим миллиардов рублей, и – о чудо – сам выплатил дивиденды государству. За 2006 года – 6,3 миллиарда и за 9 месяцев 2007 года – 9,8 миллиарда рублей.
И если деятельность неизменных 8 сотрудников, среднемесячная зарплата которых упала с 39 до 34 тысяч рублей, на этом была закончена, государство, похоже, решило «кубышку» пополнить. В разделе «Перспективы развития Общества» обнаруживается весьма интересный пассаж: «Указами Президента РФ от 21.11.2007 г. № 1560 «Об открытых акционерных обществах «РОСНЕФТЕГАЗ» и «Камчатгазпром» и от 08.04.2008 г. № 464 «О дальнейшем развитии открытого акционерного общества «РОСНЕФТЕГАЗ» и внесении изменений в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009» установлено внесение в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества «РОСНЕФТЕГАЗ» находящихся в федеральной собственности акций 79 открытых акционерных обществ в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала».
2008 год для «кубышки» сложно назвать удачным. Дивиденды, правда, от «Роснефти» и Газпрома поступали исправно, причем сумма их выросла до 19,5 миллиарда рублей. Но это было, пожалуй, единственным хорошим для компании событием. Вместо обещанной допэмиссии и получения акций 79 компаний, без пользы пылившихся в Росимуществе, «Роснефтегазу» пришлось раскошелиться и оплатить за коварное ведомство долю султаната Оман в Каспийском трубопроводном консорциуме. На это пошла львиная доля полученных дивидендов – 18,9 миллиарда рублей. Так что чистая прибыль компании составила «жалкие» 380 миллионов рублей.
Пришлось в том же кризисном 2008 года перечислить Росимуществу и дивиденды за 2007 год – в общей сложности 15,5 миллиарда рублей. Да еще и налогов перечислили в бюджет на 120,4 миллиона рублей. Ко всему прочему и численность работников «Роснефтегаза» снизилась до 7 человек.
На этом, впрочем, мелкие неприятности компании закончились. Уже в 2009 были получены от государства давно обещанные пакеты «дочек» Газпрома, в результате чего компания стала «собственником 78 пакетов акций организаций газовой промышленности, переданных Росимуществом в 2009 г. в установленном законодательством Российской Федерации о приватизации порядке, в том числе 16 контрольных пакетов акций, включая 74,55 % акций ОАО «Росгазификация», на балансе которого находятся 0,89 % акций ОАО «Газпром»».
Дивиденды государству выплачиваться перестали, зато от «Роснефти» и Газпрома поступали исправно. В 2009 году – 16,325 миллиарда рублей, что привело к росту чистой прибыли на 4219%. Налоги же, уплаченные компанией, волшебным образом снизились в 4,5 раза – до 26 миллионов рублей. Персонал компании вырос до 15 человек, а среднемесячная зарплата – до 60 тысяч.
В 2010 году доход от дивидендов составил 24,543 миллиарда рублей, еще 1,127 миллиарда принесли банковские депозиты. Кроме того, общество продало ценных бумаг почти на 3 миллиарда. Свои дивиденды, понятное дело, решили не выплачивать, налогов заплатили 396 миллионов рублей (в годовом отчете за 2011 год стоит другая сумма – 230 миллионов).
В прошлом году «Роснефтегаз» получил дивидендов уже на 32 миллиарда рублей, сам дивидендов не выплачивал, заплатив в бюджет 500 миллионов налогов. Банковские депозиты принесли почти 3 миллиарда рублей. Компания, помимо прочего, стала владельцем пакета «Интер РАО» стоимостью более 6 миллиардов рублей (о планах энергетической экспансии «Роснефтегаза» будет опубликована отдельная статья).
Вооружившись калькулятором и годовыми отчетами АО «Роснефтегаз», можно подвести некоторые итоги существования этой компании. Передав ей ряд активов, Росимущество, а вслед за ним и бюджет, не получили 123 миллиарда рублей дивидендов по акциям «Роснефти», Газпрома и других эмитентов. Зато бюджет получил 34,2 миллиарда рублей в виде налогов, дивидендов самого «Роснефтегаза» на 21,8 миллиарда, да еще долю Омана в Каспийском трубопроводном консорциуме за 19 миллиардов. Таким образом, бюджет недополучил 48 миллиардов рублей.
Сюда же можно добавить еще 108 миллиардов – прибыль «Роснефтегаза», полученная в результате покупки акций Газпрома и последующего публичного размещения акций «Роснефти» (в ходе «народного IPO»).
166 миллиардов рублей – цена создания «запасного аэродрома» или, если угодно, персонального «резервного фонда» для бывшего вице-премьера, курировавшего ТЭК Игоря Сечина, который сначала стал президентом «Роснефти» (на поверку оказавшейся не такой уж и государственной), а потом и возглавил совет директоров «Роснефтегаза». Компании, владеющей тремя четвертями акций «Роснефти» и накопившей весьма приличную сумму, которую Сечин планирует пустить на скупку энергетических активов.