Председатель правления ОАО "РусГидро" Евгений Дод и вице-премьер РФ Игорь Сечин
Не успел еще стихнуть шум и осесть пыль в окрестностях Сочи после незабываемой инспекции Владимира Путина, устроившего обструкцию пресловутому «товарищу Билалову» в числе прочих олимпийских чиновников, как подоспела очередь энергетиков получать от президента на орехи.
На этот раз путинский гнев пал на голову председателя правления «РусГидро» Евгения Дода. В ходе заседания президентской комиссии по вопросам развития ТЭК 13 февраля Путин попенял менеджеру за его действия – точнее, их отсутствие – при расследовании дела о хищении крупных сумм при строительстве одного из объектов подчиненной ему компании – Загорской ГАЭС-2.
Как и в множестве других подобных дел последнего десятилетия, схема распила оказалась здесь до примитива простой и эффективной. В общей сложности на строительство ЗГАЭС-2 из бюджета было ассигновано 12 млрд рублей. В том числе 6 млрд рублей были перечислены генподрядчику – «Гидрострою». Последний заключил договоры субподряда с несколькими компаниями, которые, однако, не располагали ни штатом специалистов, ни техникой, необходимыми для выполнения порученных им работ.
Как водится, часть денег осела в карманах неназванных лиц. Сколько именно? Об этом-то президент и проинформировал обескураженного руководителя «РусГидро»: «Миллиард у вас утащили. Миллиард ушел в подставные конторы, где по два человека работают. Миллиард растворился, а вы разбираетесь до сих пор и не считаете нужным защищать интересы компании».
И доказывай после этого, что ты не верблюд: что воровать начали еще до тебя (субподряды «Гидростроем» заключались еще в 2005-2006 годах, то есть примерно за три года до того, как Дод возглавил «РусГидро») и что апеллировать к правоохранительным органам прежде, чем будет завершено внутреннее расследование, даже как-то несколько глупо.
Казалось бы, ну и причем здесь Игорь Иванович Сечин?
Знающие люди говорят, что причем. И даже очень.
Так вот эти самые знающие люди утверждают, что предправления «РусГидро» – невольная жертва пресловутого противостояния Игоря Сечина и Аркадия Дворковича, «путинских» и «медведевских», в борьбе за контроль над энергетическими активами страны. А публичное унижение Дода на президентском ковре – личная месть руководителя «Роснефти» своему (экс)любимцу, переметнувшемуся в стан врага.
Коротко напомню суть дела, о котором идет речь. Около года назад Игорь Сечин выступил с ярким планом по реформированию сектора. В том числе – с идеей объединения подконтрольных государству «РусГидро» и «Интер РАО» (управляет международными гидроэнергетическими активам бывшей РАО ЕЭС) в единую гидрогенерирующую компанию. Сделать это он предлагал на базе государственного «Роснефтегаза», который должен был дать денег на докапитализацию обеих компаний (они им необходимы для финансирования своих инвестиционных программ). Взамен – получить над ними контроль.
План Путину тогда понравился. Вскоре после переизбрания президентом, весной прошлого года он подписал указ, разрешающий «Роснефтегазу», председателем совета директоров которого является Игорь Иванович, участвовать в приватизации госкомпаний ТЭК на 140 млрд рублей. Это – сумма дивидендов, за полтора предыдущих года накопленных «Роснефтегазом», который владеет от имени государства 75,16% «Роснефти» и 10,74% акций Газпрома.
Но, как известно, в стане «медведевских» от плана Сечина большого восторга не испытали. Вице-премьер Дворкович от лица кабинета министров тогда заявил, что приватизацию проведут на деньги «Роснефтегаза», но не напрямую, а через правительство. Иными словами, «Роснефтегазу» было предложено перечислить полученные дивиденды в бюджет, а уже из него будут выделены деньги на докапитализацию.
Опуская лишние подробности, скажу, что позиция правительства в итоге перевесила, и 16 ноября собрание акционеров «РусГидро» проголосовало за предложенную кабинетом схему финансирования. В соответствии с ней компания должна провести дополнительную эмиссию своих акций, на оплату которых из бюджета будут направлены 50 млрд рублей (дивиденды «Роснефтегаза за 9 месяцев 2012 года), а также доли государства в ряде энергокомпаний – «Усть-Среднеканской ГЭС», «ЭС Востока», «Сахалинэнерго» и «Иркутской электросетевой компании».
22 ноября это решение было утверждено указом президента Путина.
В начале декабря «Роснефтегаз» перечислил в казну государства 50,2 млрд рублей дивидендов.
Но тот, кто записал тогда Сечину поражение, плохо знал Игоря Ивановича. Так 7 декабря, накануне заседания совета директоров «РусГидро», на котором предстояло окончательно утвердить правительственный план, случился неожиданный казус. Именно в этот день стало известно об особой позиции председателя совета директоров «РусГидро», первого вице-президента «Газпромбанка» Владимира Тация, ни много ни мало предложившего отменить правительственную схему допэмиссии и провести ее на новых условиях.
За этим последовал и вовсе скандальный шаг: Таций и еще четверо директоров «РусГидро» – глава «Интер РАО ЕЭС» Борис Ковальчук, председатель совета директоров «Интер РАО» Григорий Курцер, заместитель гендиректора ООО «Объединенные инвестиции» Михаил Шелков и старший вице-президент ВТБ Сергей Шишин – подали заявление о своем выходе из совета директоров или «невозможности участия в принятии решений».
Из-за директорского демарша решающее голосование могло не состояться: в совете директоров «Русгидро» осталось лишь 8 из 13 членов, при кворуме в семь человек. По счастью для «медведевских» – и благодаря энергичным действиям Аркадия Дворковича – кворум удалось спасти и 10 декабря правительственная схема допэмиссии «Русгидро» была окончательно утверждена. «Голосование прошло: шесть «за» при одном воздержавшемся. Решение принято», – проинформировал тогда заместитель председателя совета директоров компании Виктор Данилов-Данильян.
Одним из этих «семерых смелых» и был Евгений Додд. Спустя полтора месяца на путинском совещании награда нашла своего героя. А на днях о хищениях в «Русгидро» заявило МВД, проверившее компанию «на предмет целевого расходования средств ремонтных фондов и инвестиционных ресурсов» с 2009 года.
Теперь все гадают, останется Додд в своем кресле. Упомянутые уже надежные источники утверждают, что «медведевские» такого хорошего парня не сдадут и будут стоять за него на смерть, как пуговицы.
Ну а что же Игорь Иванович? Война за контроль над российской энергетической отраслью, чья рыночная капитализация на фоне нескончаемой реформы и разборок околоправиетельственных кланов давно пребывает на уровне плинтуса, далеко от своего завершения. Предположу (не особенно рискуя ошибиться), что попыток переломить ситуацию в свою пользу, г-н Сечин не оставит. Энергии у него хоть отбавляй. Но ему хочется еще.